Елена Григорьева: “Сериал «Орлова и Александров» (2015)”

Опыт аналитики плохого кино.

Смотреть плохое кино — это тяжёлый подчас труд для профессионала. Особенно, если это кино длится более 12 часов, ещё хорошо, что можно разбить по частям. Но раз уж ты дал себе такой труд, стоит хотя бы осмыслить и отчитаться по результатам, потому что плохой пример — это тоже пример, зачастую не менее поучительный, чем хороший.

«Орлова и Александров» – масштабная по замыслу и объему эпопея, заявленная как «мелодрама» – история любви в творческом союзе самой звездной кино-пары Советского Союза периода его становления в сверх-державу, победившую фашизм.

Фильм основан на реальном жизненном и кино-материале и последовательно излагает вполне определенную (можно назвать ее «авторской») точку зрения на происходившее с реальными людьми в те совсем недавние годы. Если совсем коротко и хлестко охарактеризовать эту авторскую позицию, это взгляд из-под кровати алькова, не выше ни на сантиметр. И что хотите со мной делайте, не верю! Не верю, как говорил наш учитель Станиславский.

Этот фильм сделан человеком с кругозором современного около-богемного обывателя, конъюнктурщика и интригана, которому интересны только пикантные сплетни и свара за награды и близость к кормушке. Вот это уровень всех без исключения персонажей данной истории якобы любви.

Я не собираюсь копаться в ляпах и погрешностях против исторической достоверности в деталях и эпизодах. Это не стоит труда, поскольку сам подход, сама позиция, с которой снят этот фильм, уже фальшива донельзя. В такой среде лжи даже правда будет лживой. Я постараюсь показать эту подделку по существу, подделку самого Духа Эпохи, которую на хорошем бюджете запустила в прокат команда лживых грантососов. Иначе у меня никак не получается их характеризовать. Они не бесталанны, у них есть технические средства и навыки создавать убедительные иллюзии. Убедительные, если не знать, что именно вам пытаются изобразить, что именно является прототипом и оригиналом. Вернее, кто — кто те люди, про которых снят фильм? Какую роль играли эти люди — очень высокие, заметные, знаменитые люди — в эпоху становления советского государства.

Слово «знаменитый» происходит от «знамя», а слово «знамя» от «знамение» – то есть знак, символ высочайшего уровня. В советскую эпоху избегали слов «звезда экрана» в применении к любимым героям кино. Герои кино становились живыми образцами, знамёнами, но при этом любимыми, близкими как члены семьи. Да, подчас народная любовь и выливалась в фанатичные эксцессы, но и артисты шли в народ, что называется, в самую гущу — на заводы, на стройки, чуть меньше в поля. Они играли таких простых людей на экране, преображая их волшебной силой искусства в героев классической античности. Эти герои легко сходили с экрана в люди и легко возвращались обратно, эти герои разделяли с народом всю его судьбу в лихие годины бедствий, они буквально шли на фронт и в актуальных кино-сборниках, и прямо в окопы, как это показано, например, в прекрасном трогательном фильме «Отец солдата». 

А как война показана в сериале «Орлова и Александров»? Вот этот момент напряжения всех духовных и творческих сил всего героического советского народа показан буквально двумя эпизодами: 

первый, где Орлова, сильно утомившись на велотренажере на съемках военной «агитки», утешает своего мужа, что мол, не переживай, скоро война пройдет, и ты снова будешь снимать настоящее кино, а не этот мусор;

и второй, где Орлова приезжает на концерт в прифронтовой госпиталь и устраивает скандал, что не будет петь с Утёсовым, но потом, после окрика Рокоссовского, все же мужественно выходит на сцену и профессионально выполняет свой долг, в перерывах продолжая выяснять отношения с Утёсовым… Слов нет. Ни слова о том, ради чего творили эти художники — о беспримерном подвиге всего народа… Так, несколько грязных рож в массовке…

Александров, человек, который снял самые популярные, самые светлые, искрометные, любимые народом комедии, а это возможно только, если народ ему поверил, представлен как издерганный, но туповатый и трусоватый (трусоватый настолько, что даже фигу в кармане боится сформировать) везунчик, регулярно проскакивающий между смертельных жерновов автократии и партократии благодаря своей туповатости и красивой жене. «Петрушка» как определяет его персонаж под именем Сталина. И актёр исправно играет роль такого ковёрного и постельного придурка, главное достоинство которого — умение крутить сальто и вскакивать после удара в морду, как ни в чем не бывало. Нет уж, это не Александров, ученик Эйзенштейна, это тот, кто его таким выставил — режиссёр бездарного, но ещё и подлого кино. Подлого, потому что оно опускает настоящих героев на уровень их интерпретатора. А уровень этого интерпретатора — из-под кровати алькова. Щаз, будет тебе Иосиф Виссарионович Сталин слушать порнушку из номеров, где кувыркаются его любимые актёры! Дел у него больше никаких нет, только в скважину Орловой подглядывать…

Современный режиссер, который взялся за эпопею о любви, ничего не понял ни в эпохе, ни в ее героях. Да, мелодрама — это определенный условный жанр, так же, как комедия, но условность есть всего лишь инструмент проявления высшей жизненности, высокой обобщающей реальности изображаемого. Вот «Москва слезам не верит» Меньшова — тоже мелодрама, даже сказка про советскую Золушку, но она правдива настолько, что даже итальянцы рыдают, когда смотрят. Про наше, про человеческое, но растущее в определенную эпоху в определенных исторических условиях. «Летят журавли» Калатозова — мелодрама, сюжет которой вечен от начала времен, но случиться эта история могла только тогда, только в той стране и в тех условиях. Герои Меньшова и Калатозова, а также герои Орловой и Александрова — герои своего времени, именно поэтому они достоверны.

Орлова и Александров, а также Эйзенштейн, Пырьев, Юткевич, Ромм, многие другие, не просто зеркало эпохи. Эти люди осознанно участвовали в строительстве человека новой формации. Да, под руководством Партии и правительства во главе с Великим Кормчим. Да, с ошибками, с огрехами, с трагедиями, с потерями, с катастрофами даже, но они не были марионетками и куклами режима, они строили будущее честно, каждый в меру своего понимания и возможностей. И это исторический факт, поскольку их фильмы и герои до сих пор живы в народе. Они настолько живы, что даже такой бездарный пошлый фильмец выглядит внешне вполне пристойно за счет незабываемых мелодий и текстов тех лет. Выглядит, я полагаю, вполне пристойно для той около-богемы, что сейчас вьется вокруг источников денег. Не тогда, а именно сейчас. Да, для этой мошкары все именно так и выглядит — из-под бахромы господской двуспальной койки. Ну что же, история, настоящая история кино и мира, всё расставит на свои места.

Про остальное и говорить противно… Опять этот хруст заграничной булки, княжеское благородное прошлое, бандиты-большевики, кровавые палачи-кэгэбэшники, усатый эротоман диктатор, равнение на Голливуд и полное непонимание, что же на самом деле происходит вокруг них… Ох, уж эти альковные подковёрные тайны — услада обывателя по мнению обывателей. Уровень клопа и блохи, ну в лучшем случае — паука. Из жизни, так сказать, насекомых. Все очень красиво, много золота, гор и моря, интерьеров и экстерьеров, и все пусто до последней детали, кроме музыки и песен, а также оригинальных кадров из Эйзенштейна.

Нет, конечно, вся эта пена уйдет, все ненастоящее сгинет в реке времен, шедевры останутся навсегда, покуда жив будет народ — их подлинный носитель и ценитель, но разве же не обидно зрителю за тех настоящих героев, на которых кормится вся эта плесень, жадною толпой стоящая у трона…

Обидно, но вот я высказала свою обиду, надеюсь, достаточно убедительно, и как-то полегчало.

Стоит прочитать!

ИЛЛЮЗИОН. Александр Смолянский: Мой “Остров сокровищ”

Сто сорок лет назад был опубликован «Остров сокровищ».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Sahifa Theme License is not validated, Go to the theme options page to validate the license, You need a single license for each domain name.